Консультация для родителей "Ребенок- тихоня. Причины такого поведения"

 


Казалось бы, невелика проблема: стеснительный ребенок. Мы все в детстве стеснялись. Кого-то это чувство продолжает сопровождать и во взрослой жизни.

Откуда берется чувство застенчивости? Причины можно условно разделить на 2 категории

Врожденные

·            Темперамент (более стеснительные флегматики и меланхолики)

·            Генетическая причина -  высоко чувствительные дети

особенности организма (плохой слух, слабое зренеи)

·            Ограниченные возможности здоровья (синдром Аспергера, аутизм и др)


Приобретенные

·                Неразвитый навык социального взаимодействия (застенчивый ребенок приходит в детский сад и не знает, как себя вести)

·                Низкий эмоциональный интеллект

·                Неблагоприятная среда обитания

·                Травматические события в прошлом

·                Недостатки воспитания (гиперопека)


К 6-ти годам становится понятно каким будет ребенок: бойким или стеснительным. Поэтому важно принимать меры и убирать застенчивость на корню, корректировать стеснительность, обусловленную врожденными факторами, с помощью коррекционных педагогов, психологов.

Как застенчивость влияет на качество жизни? Взрослым может казаться, что такая особенность характера полезна: ребенок не лезет в опасные ситуации, держится возле взрослых, не идет на контакт с чужими людьми. Но на самом деле здесь больше минусов, чем плюсов. Как только ребенок начинает понимать , что стеснительность – это то, что отличает его от большинства сверстников, это становится личной проблемой и ребенок ее очень остро переживает. У него постоянное ощущение внутри, что люди вокруг него настроены враждебно, при этом снижается самооценка и углубляется эгоцентризм. (Дети постоянно оценивают своё «Я», занимаются самокопанием, что со мной не так, возникает болезненная реакция на критику)

Стеснительные дети постоянно ощущают вину, они постоянно пребывают в напряжении. Если такой ребенок спокойно сидит на стульчике, это не значит, что у него внутри все также спокойно. Взрослым зачастую сложно представить, какой ураган эмоций испытывают дети., которые внешне очень спокойны.

Стеснительность ребенка блокирует познавательный интерес: он очень осторожно исследует мир, не готов на эксперимент, он отказывается от незнакомых сил и активностей. Чувство страха, ужаса несоответствия ожиданиям, оно оказывается сильнее, чем радость достижения.

Стеснительность – это стена между социумом и ребенком.

Если у вас стеснительный ребенок он будет орать перед входом в детский сад, потому что он понимает, что ему придется побарывать свой страх общения, ему придется выходить на контакт со взрослыми, другими детьми, заниматься вместе с другими детьми. А взрослые, видя слезы, крики, часто делают неверные умозаключения, выбирают совершенно неправильную тактику поведения - оставить ребенка в покое, обвинить воспитателей в плохом отношении к ребенку, вешают ярлык «плохой воспитатель», рассматривая ситуацию однобоко, не видя, что своей деятельностью воспитатель выводит ребенка из зоны комфорта, все время предлагая новую инициативу во взаимоотношениях.

Как побороть стеснительность ребенка?

·       Не заострять внимание на застенчивости

·       Не обсуждать недостатки ребенка в присутствии других взрослых

·       Хвалить ребенка, давать возможность проявлять свои лучшие качества, таланты

Низкая самооценка начинает формироваться в детстве и, к сожалению, взрослые способствуют ее появлению. Вспомните простые вещи, которые вы говорите своим детям:

ü  Одевайся быстрей! Что ты как черепаха?

ü  Ну что у тебя опять одна и та же история?

ü  Ну что ты на себя это платье напялила? Думаешь, красивая?

ü  Что за ужас у тебя на голове?

ü  Куда ты понес тарелку? Ты же ее разобьешь!

Вот так по мелочам складывается самооценка ребенка. Взрослые ежедневно выдают десятки фраз в отношении детей, которые убивают их самооценку и взращивают застенчивость ребенка. И очень часто, когда ребенок говорит: «Я не буду заниматься. Мне не нравится, мне не интересно», под этими фразами скрывается «Я боюсь не справиться и опозориться». Надо учиться навыкам общения на практике, нужно объяснять детям что и в какой момент говорить.

Не надо заставлять ребенка делать то, что он боится. Например, страх высоты, а родители заставляют ребенка прокатиться на карусели – это здорово, весело. Как альтернатива, предложить прокатиться вместе с согласия ребенка.

Чтобы повысить детскую самооценку нужно давать ребенку самостоятельность, чем больше он будет уметь сам, тем будет лучше справляться с задачами.

Маленькие дети не могут себя контролировать, накопившаяся застенчивость может вылиться в неврозы, в психозы. Может пойти регрессия в навыках.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Объявление: Конкурс "Новогодняя ёлочгая игрушка"

Тема недели: Весёлый Петрушка

Консультация для педагогов и родителей: Мнемотехника. Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц