Консультация для родителей "Ребенок- тихоня. Причины такого поведения"
Откуда берется чувство застенчивости? Причины можно условно разделить на 2 категории
Врожденные
· Темперамент (более стеснительные флегматики и меланхолики)
· Генетическая причина - высоко чувствительные дети
особенности организма (плохой слух,
слабое зренеи)
· Ограниченные возможности здоровья (синдром Аспергера, аутизм и др)
Приобретенные
· Неразвитый навык социального взаимодействия (застенчивый ребенок приходит в детский сад и не знает, как себя вести)
· Низкий эмоциональный интеллект
·
Неблагоприятная
среда обитания
·
Травматические
события в прошлом
·
Недостатки
воспитания (гиперопека)
К 6-ти
годам становится понятно каким будет ребенок: бойким или стеснительным. Поэтому
важно принимать меры и убирать застенчивость на корню, корректировать стеснительность,
обусловленную врожденными факторами, с помощью коррекционных педагогов,
психологов.
Как
застенчивость влияет на качество жизни? Взрослым может казаться, что такая
особенность характера полезна: ребенок не лезет в опасные ситуации, держится
возле взрослых, не идет на контакт с чужими людьми. Но на самом деле здесь
больше минусов, чем плюсов. Как только ребенок начинает понимать , что
стеснительность – это то, что отличает его от большинства сверстников, это
становится личной проблемой и ребенок ее очень остро переживает. У него
постоянное ощущение внутри, что люди вокруг него настроены враждебно, при этом
снижается самооценка и углубляется эгоцентризм. (Дети постоянно оценивают своё «Я»,
занимаются самокопанием, что со мной не так, возникает болезненная реакция на
критику)
Стеснительные
дети постоянно ощущают вину, они постоянно пребывают в напряжении. Если такой
ребенок спокойно сидит на стульчике, это не значит, что у него внутри все также
спокойно. Взрослым зачастую сложно представить, какой ураган эмоций испытывают
дети., которые внешне очень спокойны.
Стеснительность
ребенка блокирует познавательный интерес: он очень осторожно исследует мир, не
готов на эксперимент, он отказывается от незнакомых сил и активностей. Чувство
страха, ужаса несоответствия ожиданиям, оно оказывается сильнее, чем радость
достижения.
Стеснительность – это стена
между социумом и ребенком.
Если у вас стеснительный ребенок он будет орать перед входом в детский сад,
потому что он понимает, что ему придется побарывать свой страх общения, ему
придется выходить на контакт со взрослыми, другими детьми, заниматься вместе с
другими детьми. А взрослые, видя слезы, крики, часто делают неверные
умозаключения, выбирают совершенно неправильную тактику поведения - оставить ребенка
в покое, обвинить воспитателей в плохом отношении к ребенку, вешают ярлык «плохой
воспитатель», рассматривая ситуацию однобоко, не видя, что своей деятельностью
воспитатель выводит ребенка из зоны комфорта, все время предлагая новую
инициативу во взаимоотношениях.
Как побороть стеснительность ребенка?
·
Не заострять внимание на застенчивости
·
Не обсуждать недостатки ребенка в присутствии других взрослых
·
Хвалить ребенка, давать возможность проявлять свои лучшие качества, таланты
Низкая самооценка начинает формироваться в детстве и, к сожалению, взрослые
способствуют ее появлению. Вспомните простые вещи, которые вы говорите своим
детям:
ü Одевайся быстрей! Что ты
как черепаха?
ü Ну что у тебя опять одна
и та же история?
ü Ну что ты на себя это
платье напялила? Думаешь, красивая?
ü Что за ужас у тебя на
голове?
ü Куда ты понес тарелку? Ты
же ее разобьешь!
Вот так по мелочам складывается самооценка ребенка. Взрослые ежедневно
выдают десятки фраз в отношении детей, которые убивают их самооценку и
взращивают застенчивость ребенка. И очень часто, когда ребенок говорит: «Я не
буду заниматься. Мне не нравится, мне не интересно», под этими фразами скрывается
«Я боюсь не справиться и опозориться». Надо учиться навыкам общения на
практике, нужно объяснять детям что и в какой момент говорить.
Не надо заставлять ребенка делать то, что он боится. Например, страх
высоты, а родители заставляют ребенка прокатиться на карусели – это здорово,
весело. Как альтернатива, предложить прокатиться вместе с согласия ребенка.
Чтобы повысить детскую самооценку нужно давать ребенку самостоятельность,
чем больше он будет уметь сам, тем будет лучше справляться с задачами.
Маленькие дети не могут себя контролировать, накопившаяся застенчивость
может вылиться в неврозы, в психозы. Может пойти регрессия в навыках.
Комментарии
Отправить комментарий