Консультация для педагогов и родителей: Мнемотехника. Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц

 

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

 



По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат (изображение обозначает либо одно слово, либо простое предложение), потом мнемодорожку (несколько мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории), а потом мнемотаблицы (суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше).

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.  

Мнемотехника помогает детям:

§  Развивает память

§  Воображение

§  Интеллект

§  Развивает образное мышление

§  Внимательность

§  Фантазию

§  Учится выстраивать логические цепочки

§  Развивает речь и увеличивает словарный запас

§  Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

 

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.


Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

Можно составить таблицу, просто зарисовав ассоциативные образы карандашами, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой.

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха:


Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

1.     Выразительно прочитать стих

2.     Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.

3.     Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.

4.     Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

5.     И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Объявление: Конкурс "Новогодняя ёлочгая игрушка"

Тема недели: Весёлый Петрушка