Консультация для педагогов и родителей: Мнемотехника. Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц
Мнемотехника –
это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем
образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Чтобы совсем стало понятно, что
это такое, приведу пример:
Наверно, многие изучали расположение
цветов радуги, используя такую поговорку:
По первым буквам мы запоминаем
какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
Так вот в этом случае мы
пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Знакомить
ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать
ребенку мнемоквадрат (изображение обозначает либо одно слово,
либо простое предложение), потом мнемодорожку
(несколько мнемоквадратов,
изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание,
и по ним уже составляются истории), а потом мнемотаблицы (суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки,
только изображений больше).
Но весь
объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так
как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому,
когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой
картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь
и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то
мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Мнемотехника помогает детям:
§ Развивает
память
§ Воображение
§ Интеллект
§ Развивает
образное мышление
§ Внимательность
§ Фантазию
§ Учится
выстраивать логические цепочки
§ Развивает
речь и увеличивает словарный запас
§ Ребенок
сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария
головного мозга. Левое,
которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое
отвечает за творческое начало.
Для работы с
мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
Можно составить
таблицу, просто зарисовав ассоциативные образы карандашами, можно использовать
яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться
готовой.
Для детей от 3 до 5 лет
важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают
цветные образы.
Детям старше
можно давать черно – белые таблицы.
Например, нам нужно
создать мнемотаблицу для стиха:
Алгоритм для того,
чтобы выучить стих:
1.
Выразительно прочитать стих
2.
Прочитать стих еще раз, показывая
изображение в мнемотаблице.
3.
Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если
что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной
форме.
4.
Далее надо прочитать по строчке с опорой
на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
5.
И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу
сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план
работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз
прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит
читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете
предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Комментарии
Отправить комментарий